December 10, 2022

ПАРНЫЕ ПРОРАБОТКИ

Ну что, пришло время попробовать себя в парных проработках!

1. Напутствие

Просмотрите видео ниже.

Здесь краткое напутствие, как относиться к проработке, когда вы находитесь в роли клиента и когда вы в роли трансформатора.

Для начала рекомендуем попробовать парные проработки с другими участниками курса.

Потом вы можете практиковать СамоТрансформацию, чтобы помогать близким людям. Либо если вы коуч/психолог/психотерапевт, применяйте метод при работе с клиентами.

2. Техника для работе в паре. Базовая инструкция

При работе в паре карты не требуются. В остальном техника та же самая, что и при работе в одиночку.

Ниже инструкция как проводить проработку другому человеку.

Обратите внимание:

В процессе проработки, могут быть такие моменты, когда клиенту нужно дать время справиться с теми переживаниями, которые на него нахлынули после признания тех или иных решений.

Когда мы признаём какие-то ключевые решения, переживания в теле начинают «отпускаться», это ощущается как динамика в телесных ощущениях. Ощущения в теле «бурлят», тело может трястись, сжиматься или вытягиваться, у клиента даже могут пойти слёзы. Этот процесс нужно переждать. Позвольте клиенту пережить всю эту динамику, не торопите его с продолжением процесса.

Не жалейте клиента и не пытайтесь его спасать, с какими бы переживаниями он ни сталкивался. Он справится.

Также, не навязывайте клиенту какую-либо картину мира и не судите его за нарушение каких-либо правил морали.

Следите за своей нейтральностью. Будьте просто трансформатором, который терпеливо и настойчиво ведёт процесс.

Итак, вот ваша шпаргалка:

Шаг 0: Поиск переживания

Помогите клиенту найти и описать переживание, на котором держится его проблема. Иногда переживание сразу недоступно, потому что «закопано» под компенсациями. Все компенсации необходимо обойти, чтобы добраться до переживания.

Переживание содержит в себе эмоции и ощущения в теле.

Пусть клиент расскажет, на что похожи эти ощущения в теле. Спросите: «Это как что? На что похоже? У этого есть размер или форма?»

Шаг 1: Поиск причины

Помогите клиенту шаг за шагом найти самый первый эпизод, когда было такое переживание.

В процессе записывайте куда-нибудь себе в двух словах каждый эпизод, чтобы об этих эпизодах потом не забыть.

Потому что на последнем шаге необходимо будет возвращаться в эти эпизоды в обратном порядке, чтобы рассмотреть их повторно.

Пусть клиент проговорит все решения, которые есть в этом эпизоде, через речёвку об абсолютной ответственности:
— Смысловые решения;
— Решения удерживать эмоции;
— Решения о телесных инстинктах.

Шаг 2: Потерянные ресурсы

Попросите клиента назвать все ресурсы, которые он потерял или не получил в своей жизни в результате тех решений, которые проговорил на шаге 2.

Шаг 3: Поиск теневой выгоды и второго дна

Попросите клиента назвать выгоду, ради которых были приняты те решения, которые он назвал на шаге 2. Спросите, ради чего эти решения были нужны в тот момент.

Когда клиент назовёт выгоду, проверьте эту выгоду на предмет компенсации, чтобы найти «второе дно». То есть, более глубокое негативное переживание.

Делается это следующим образом:

Допустим клиент говорит: «я принял эти решения ради хороших отношений с мамой».

Спросите клиента: «а что если у тебя не будет хороших отношений с мамой? Что если будет конфликт с мамой? Что ты тогда будешь чувствовать?»

Тогда клиент назовёт новое негативное переживание. Это и есть «второе дно».

Далее переходите снова к шагу 1. И повторите шаги с 1 по 3 уже с этим новым негативным переживанием.

Продолжайте до тех пор, пока не обнаружите такой эпизод, под которым нет следующего дна. Это будет означать, что вы нашли самую глубокую причину проблемы. А значит следует переходить к шагу 4.

Шаг 4. Разъёб

Попросите клиента включить своё аналитическое мышление, применить всю свою мудрость, накопленную на сегодняшний день, чтобы разъебать данный эпизод с точки зрения здравого смысла.

Это значит, что клиенту следует увидеть и проговорить каждую нелогичность, нерациональность, которая присутствует в данном эпизоде.

А именно:

  • Удалось ли получить ту выгоду, ради которой были приняты все эти решения? Если да, то стоило ли это того?
  • Насколько все эти решения были рациональны, адекватны и эффективны? В чём тут иррациональность? Стоило ли на самом деле принимать эти решения?
  • В чём правда по поводу всей этой ситуации?

Когда клиент скажет, что проговорил всю правду по поводу этой ситуации и ему теперь всё ясно по поводу неё, переходите к шагу 5.

Шаг 5: Промывка

Попросите клиента мысленно оттолкнуть от себя данный травмирующий эпизод и вернуться в настоящий момент.

Пусть клиент потрогает какие-либо предметы руками, почувствует опору под ступнями, отметит взглядом несколько предметов вокруг себя. Далее пусть клиент сделает несколько глубоких вдохов и выдохов. Всё это необходимо, чтобы максимально диссоциироваться от негативных переживаний и «заземлиться» в настоящем моменте.

После этого попросите клиента вспомнить любой позитивный опыт из своей жизни. Любой ресурсный эпизод из его жизни, где он чувствовал себя очень хорошо. Пусть клиент выберет наиболее приятный момент из этого эпизода и окажется там, наполнится приятными ощущениями, которые там есть.

Дайте клиенту полминуты на то, чтобы погрузиться в эти ощущения, а затем попросите его усилить эти ощущения в три раза. Пусть клиент представит, как бы это ощущалось, если б эти позитивные переживания были еще в 3 раза сильнее.

И затем попросите клиента вместе с этим позитивным состоянием снова вернуться в тот самый первый эпизод, на котором вы остановились.

Пусть клиент расскажет, как теперь воспринимается этот эпизод. Что в нём изменилось или появилось новое.

Также, спросите клиента, заметил ли он еще какие-либо решения в этом эпизоде, которые сейчас обнаружились и которые он не проговорил ранее.

Если в эпизоде остался негативный заряд, то переходите к шагу 1. То есть, попросите клиента описать переживание, проверьте, действительно ли это самый первый случай… и так далее по алгоритму.

Если эпизод теперь воспринимается как ресурсный и там больше нет негативного заряда, переходите к шагу 6.

Шаг 6: Возвращение

Возвращайтесь вместе с клиентом по всем эпизодам, с которыми вы работали, в обратном порядке. Возвращаясь в каждый эпизод, спрашивайте клиента, как теперь он воспринимается.

Эпизод может просто утратить негативный заряд, а может перезаписаться. То есть, изменить свой сценарий.

Перезапись — это нормально и хорошо.

В итоге, когда все эпизоды будут пересмотрены, спросите клиента, как сейчас он воспринимает свою проблему, с которой вы изначально начинали работу. Чувствует ли он то негативное переживание, от которого вы отталкивались? Какие у него идеи или инсайты появились по поводу его проблемы?

Возможно, что у клиента останется некоторое негативное переживание по поводу его проблемы, но другое. Не то, с которым работали. Это означает, что требуется еще одна проработка с этим другим переживанием и оно имеет свою отдельную историю.

_____________________________

Дополнительные инструменты, которые могут пригодиться в процессе проработки:

Дополнительные инструменты

Есть три простых дополнительных инструмента, которые помогут вам вести проработку.

Применять их не обязательно, но они существенно вам облегчат работу.

1. Речёвка для снятия компенсаций

Если в процессе работы с клиентом, вы наткнулись на явную компенсацию, препятствие, саботаж или сопротивление, вы можете преодолеть эту преграду с помощью такой речёвки:

«Даже если я не буду <компенсировать>, я всё равно буду любить и принимать себя и ту часть себя, которая <хочет компенсировать>»

В каких случаях делать:

Если вы обнаружили явные компенсации, под которыми есть более глубокое переживание. И клиент держится за эту компенсацию, ему сложно заглянуть глубже. Чтобы снять компенсацию и добраться до более глубокого переживания, попросите клиента проговорить речёвку.

Примеры компенсаций:
— Обида
— Жалость, стремление помочь/спасти
— Чувство вины
— Саботаж
— Стремление закрываться
— Стремление не чувствовать
— Стремление не делать что-либо (что хочется)
— Стремление делать что-либо (что не хочется)
и другое.

2. «За 5 минут до»

Добравшись до самого первого эпизода, попросите клиента переместиться за 5 минут до того, как начались эти неприятные события.

Затем спросите: «как ты себя чувствовал там, за 5 минут до?».

Если состояние нормальное или ресурсное, то возвращайтесь в негативный эпизод и продолжайте проработку.

В каком случае выполнять:

Рекомендуется выполнять каждый раз, когда вы добрались до самого первого эпизода и клиент говорит, что данное переживание в этом эпизоде он испытывает в первый раз.

Иногда негативный эпизод случается на фоне уже имеющегося негативного состояния. В этом случае имеет смысл работать именно с тем негативным состоянием, на фоне которого возник эпизод.

Например, вы добрались до эпизода, где клиент попал в ДТП. И попросив человека вернуться за 5 минут до аварии, вы обнаружили, что он был в раздраженном состоянии. В этом случае следует взять это раздраженное состояние и работать далее именно с этим переживанием, т.к. авария является лишь следствием.

Кроме того, техника «За 5 минут до» помогает клиенту лучше понять негативный эпизод и легче увидеть свои решения.

3. Перепроживание

Если вы наткнулись на эпизод, который для клиента является шоковым, резким или очень тяжелым, имеет смысл сделать технику «перепроживание».

Видео о том, как делать «перепроживание»:

В каком случае делать:

Если нашли наткнулись на какой-то тяжелый эпизод, где клиент испытал много острых переживаний или где был шок.

Такие эпизоды имеют как бы несколько слоёв. Каждый слой содержит свои решения, эмоции, инстинкты. Путём перепроживания, мы снимаем слой за слоем. Обычно достаточно перепрожить эпизод 3-4 раза, чтобы его расчистить.

В конце может оказаться переживание, которое никак не уходит при повторном перепроживании. Это значит, что конкретно это переживание уже было ранее, работайте с ним дальше по алгоритму.